Казино в мусульманском мире — особенности азарта в странах ислама

Независимый рейтинг казино за 2020 год:
  • JoyCasino
    JoyCasino

    Огромные Welcome-бонусы — до 20 000 руб!

  • Чемпион
    Чемпион

    Лучшее отечественное казино с высокой отдачей.

  • CasinoX
    CasinoX

    Бонусы за первые 5 депозитов — 200 000 рублей!

Казино в мусульманском мире

В мусульманском мире азартные игры запрещены. Это не приемлет религия. Намного боле лояльно относится к таким играм христианство и католическая церковь. Однако в некоторых мусульманских странах наблюдается лояльность к казино. Причиной стало развитие туризма. Так, крупнейшие игорные заведения в мусульманских странах находятся в ОАЭ, Египте и Турции. Таким образом, доходы страны значительно увеличились из-за инвестиционной и туристической привлекательности, а также благодаря налогам, которые государство получает от казино.

Особенности казино в мусульманском мире

Несмотря на наличие в ряде мусульманских стран представителей других религий, где отношение к азартным играм более лояльное, правительство не разрешает создавать игорные заведения. Именно поэтому приходится ездить туда, где игорные дома существуют вполне легально. За счет этого многие страны получают неплохую прибыль на туризме, ведь приехавший турист не только сидит днями в казино. Он приносить прибыль другим организациям во время отдыха. А еще вносит свой вклад в бюджет страны за счет туристического сбора.

Например, в Палестине запрещены скачки и любые азартные игры. Зато Иордания, которая граничит с Палестиной, предлагает шикарные казино и большое количество букмекерских контор. Что касается ОФЭ, то многие утверждают об отсутствии казино. Однако они есть, но работают только для граждан этой страны и считаются закрытыми для гостей. Более того, именно здесь проводятся главные скачки мира, что точно не говорит о запрете азартных игр в стране.

Многие казино активно присматриваются к Ближнему Востоку, так как большинство стран стали лояльнее относиться к азарту. Так, первый построивший свой филиал, сможет «снять сливки». Правда, количество бедных в мусульманских странах велико. Поэтому ориентироваться придется только на сверхбогатое население, которое составляет чуть больше 1%. Зато именно эти люди смогут принести огромный доход казино. Они могут себе позволить делать ставки по несколько сотен долларов единовременно.

Несколько слов про ислам

Многие считают, что ислам – это религия радикалов, которая отличается невероятной жестокостью. Однако это мнение тех, кто не читал Коран и не знает особенностей развития государств на Ближнем Востоке. На самом деле это миролюбивая религия, которая оберегает верующих от многих грехов путем запретов. В отличие от представителей других религий, мусульмане чтут заповеди и следуют им.

Непосредственно про азартные игры в Коране сказано, что в них запрещено играть в силу того, что одна сторона является победителем, а вторая проигравшим. Чтобы исключить это неравенство, такие игры оказались под запретом.

Несмотря на запрет, в исламских государствах появляются действительно роскошные казино, которые приносят большой доход. Посетителям предлагаются различные игры, а также другие услуги. Таким образом, не стоит списывать со счетов мусульманский мир, который сам начинает тянуться к азарту и разрешает верующим испытать удачу.

Эволюция взглядов на сущность и особенности функционирования «исламской экономики»

В статье описывается теоретическая конструкция «исламской экономики», получившее особенно активное развитие в последние десятилетия ХХ в. В работе проанализированы основные труды ведущих восточных ученых-исследователей, посвященные теории и практике исламской экономической модели, исламской финансовой и денежно-кредитной системы, а также рассмотрены модели и конструкции, разработанные в последнее время казахстанскими авторами. Новизна исследования заключается в том, что впервые обобщены теоретические и теологические концепции функционирования исламской экономики, выявлены общие тенденции развития исламских финансов в зарубежных странах.

Основополагающий принцип исламской кредитной системы сформулирован в Коране (2:275): «Аллах разрешает торговлю и запрещает риба».

Рейтинг лучших казино с русским языком:
  • JoyCasino
    JoyCasino

    Огромные Welcome-бонусы — до 20 000 руб!

  • Чемпион
    Чемпион

    Лучшее отечественное казино с высокой отдачей.

  • CasinoX
    CasinoX

    Бонусы за первые 5 депозитов — 200 000 рублей!

Исламской называют такую экономику, которая базируется на нормах ислама. Идеологи­ческую основу такой экономики составляют экономические воззрения мусульманских уче­ных и исламское право (шариат). С точки зрения шариата, любая хозяйственно-экономи­ческая деятельность является неприемлемой при наличии в ней элементов спекуляции, ростовщичества, неопределенности и азарта. Таким образом, исламское право запрещает функционирование традиционных банков, страховых компаний, казино и др. Основной особенностью деятельности исламских банков является запрет взимания ссудного процента (риба). Шариат рассматривает рибу как несправедливую прибыль, поскольку для ее получения кредитор не прилагает особых усилий /1/.

Ислам заинтересован в создании сильной и развитой экономики. Без этого цели, начер­танные еще во времена пророка Мухаммеда, не могли бы быть достигнуты. Например, благо­денствие максимально большего числа людей и социальную справедливость можно обеспе­чить только в экономически стабильном государстве. Исламская экономическая модель в общих чертах может быть сведена к нескольким равноценным в концептуальном отношении положениям, сформулированным на проходившей в ноябре 1988 г. в Тунисе под эгидой Лиги арабских государств научно-практической конференции по проблемам экономической системы ислама /2/:

  1. полное право собственности на все, что существует в мире, принадлежит только Аллаху (а через Него — и всей мусульманской общине). Человек выступает лишь доверитель­ным собственником имеющихся в его распоряжении богатств и благ;
  2. все, что делает человек в этом мире, происходит с согласия и с ведома Аллаха;
  3. частная собственность, которую утвердил Ислам, ограничивается законными способа­ми присвоения, расходования средств и уплатой финансовых долгов;
  4. экономический порядок в исламе сочетает сбалансированность с социальной справедливостью.

Начало дискуссий, как может сочетаться доктрина ислама с практическими моделями экономики, относится к концу 50-х — началу 60-х гг. ХХ в. С конца 70-х гг. прошлого столетия концепция исламской экономики развивается во взаимозависимости с проектами хозяйственных преобразований во всем мусульманском мире. И если до этого времени мусульманские ученые предпочитали ориентироваться на западные экономические модели, то семидесятые годы характеризуются возвратом к исламским ценностям. В 80-е гг. Иран, Пакистан, Судан предприняли попытки реализации исламских идей на практике (в том числе путем исламизации экономики). В разработке модели мусульманской экономики участвовали теологи из Пакистана, Египта, Саудовской Аравии и др.стран.

Попытки создания исламской экономики или ее отдельных элементов предпринимались в рамках межгосударственной Организации исламская конференция (ОИК), а также на непра­вительственной основе. Например, если брать сферу страхования, то в Хартуме (Судан) еще в 1978 г. в структуре ОИК был создан Институт по вопросам взаимного страхования, приз­ванный регулировать отношения в области дозволенных видов страхования в Умме (мусуль­манской общине). Концепция исламского экономического порядка и вытекающих из него прав в сжатом виде содержится во Всеобщей исламской декларации прав человека (ст. 15):/3/

  1. в своей хозяйственной деятельности все люди имеют право пользоваться природными богатствами. Это блага, дарованные Аллахом в интересах всего человечества;
  2. все люди имеют право добывать средства к существованию в соответствии с Законом (шариатом);
  3. каждый человек обладает правом собственности, которой владеет индивидуально или совместно с другими лицами. Национализация некоторых экономических средств законна с точки зрения общественных интересов;
  4. бедняки имеют право на определенную часть состояния богатых, установленную «закятом» и выделяемую в соответствии с шариатом;
  5. все средства производства должны использоваться в интересах всей общины (Уммы), запрещается не принимать их в расчет или плохо ими распоряжаться;
  6. для обеспечения развития сбалансированной экономики и защиты общества от экс­плуатации исламское право запрещает монополии, чрезмерно ограничительную коммерчес­кую деятельность, ростовщичество, использование принудительных мер при заключении сделок и публикацию лживой рекламы;
  7. в обществе разрешены все виды экономической деятельности, если они не приносят вреда интересам общины и не нарушают исламские законы и ценности.

Согласно исламскому вероучению в основе получения материальных ресурсов (в том числе денег) лежит труд. По свидетельству Рифа’а бин Рафи’: «Однажды Пророка спросили: «Какое из приобретений является наилучшим?» Он сказал: «То, что человек приобрел трудом рук своих, а также то, что принесла ему добрая торговля». В Коране слово работа (ал-‘амал) упоминается в 360 айатах, его синоним — ал-фи’ал — присутствует еще в 109 стихах. Все вышеупомянутые айаты подчеркивают необходимость труда [4].

Труд в концепции ислама — нераздельная часть религии. Тот, кто честно зарабатывает себе на жизнь, достоин наивысшей похвалы. Результаты своего труда человек почувствует не только в этой, но и в будущей жизни, и ничто из его деяний не укроется от Аллаха (99:6-8). Работа — это право и обязанность одновременно. Ислам предоставляет человеку право выбирать тот вид деятельности, который ему по душе. Индивид, однако, должен учитывать потребности общины в той или иной специальности. Так, совершенно бесполезной окажется профессия ювелира в голодном и нищем обществе, нуждающемся в производителях продуктов питания.

Ислам защищает и тех, кто по возрасту или вследствие физических недостатков не способен трудиться. Другой богоугодный источник дохода — получение материальных ценностей вследствие заключения признаваемых Шариатом сделок (дар, наследство, купля-продажа и т.д.). Таким путем происходит законный переход права собственности от одного лица к другому. Краеугольный камень исламской экономики — свобода заключения договора, поскольку почти все сделки основаны на договорно-правовой базе. Даже правитель государства при вступлении в должность должен заключать с мусульманской □ увс в лице ее представителей (как правило, муджтахидов — ведущих ученых, имеющих право делать толкования и богословско-правовые выводы из Корана и Сунны) договор, именуемый «мубай’а» (или «бай’а»), где оговорены права и обязанности главы государства и верующих по отношению друг к другу.

Честность — первейшее условие для участников экономических отношений. В современном мире, особенно в масштабах мировой экономики, ориентация на честность партнера должна подкрепляться объективной информацией. Данное обстоятельство представляет существенную проблему для исламских финансовых учреждений, вынужденных часто тратить много времени и денег на получение необходимых сведений о потенциальном партнере. Находящиеся в распоряжении индивида избыточные материальные блага должны использоваться в интересах всей мусульманской общины (Уммы). Но прежде человек должен удовлетворить свои потребности, а также потребности своей семьи: «По свидетельству Абу Хурайры, который передал слова Пророка: «Из всех динаров, которые вы расходуете на пути Господнем, те динары, что вы тратите на выкуп раба, те, что подаете как милостыню бедным, и те динары, что вы расходуете на жену и детей, — самыми ценными (для Аллаха) будут те, что вы тратите на свою семью» /5/.

Считается, что тот человек, который усердно трудится, чтобы обеспечить свою семью всем необходимым, более угоден Аллаху, чем тот, кто целые дни посвящает молитве, забывая о нуждах родных ему людей. Богатство ради самого богатства осуждается шариатом как алчность. В определенной степени, богатство — это испытание для верующего: «Для каждой общины людей предусмотрено испытание, испытание для моей общины — богатство» (хадис). Материальные ресурсы верующего не должны использоваться для причинения другим людям вреда. А там, где между людьми существует имущественное неравенство, создается почва для эксплуатации человека человеком, что недопустимо с точки зрения ислама. Поэтому распоряжение накопленным богатством должно ограничиваться интересами других лиц. Кроме того, в целях ограничения богатства и установления справедливого порядка распределения общественного продукта исламом предусмотрены обязательные сборы и налоги (закят, хумс), а также те, выплата которых оставлена на усмотрение владельца собственности (инфак).

Деньги должны постоянно находиться в обороте. Владельцу избыточных средств следует обратить внимание на нужды общества, чтобы умело и с пользой для уммы употребить свой капитал. В исламе не допускается обмен неодинаковыми по номинальной стоимости суммами денег (как это имеет место при кредитной операции), а использование ресурсов, если требуется их объединение, происходит через долевое участие их обладателей в прибылях и убытках делового предприятия. Прибыль участников напрямую и полностью зависит от конечного результата планируемой операции, правильности проведенной оценки ожидаемого дохода, перспектив конъюнктуры в данном сегменте рынка, управленческих и предпринимательских способностей партнеров по бизнесу. Главное техническое отличие исламских финансов от господствующей в мире модели может быть сведено к отказу от ссудного процента. Это позволяет мусульманским экономистам вместо такого инструмента, как «цена денег», подверженного воздействию огромного числа субъективных и сугубо спекулятивных факторов, ввести более приемлемую категорию «эффективности капитала». Ресурсы, ориентируясь на норму доходности непосредственно, перетекают в те сектора экономики, потенциал которых наиболее положительно оценивается рынком.

Для правильного понимания исламских принципов функционирования кредитных институтов необходимо рассмотреть их теоретические особенности. Исламская экономика, в том числе исламский банкинг, воздерживаются от использования процента. Ислам строго и безоговорочно запрещает метод получения прибыли путем дачи в долг денег и в рост под проценты: «О, вы, которые уверовали! Не пожирайте роста, удвоенного вдвойне, и бойтесь Аллаха» (Св. Коран, 3:130) /6/.

Один из главных принципов и задач исламских банков — обойти ссудный процент и партнерство. Вся техника исполнения и весь инструментарий всего лишь обслуживают реализацию истинного партнерства между банком и его клиентом. То есть в рамках партнерства исламский банк не берет проценты за выданный кредит, и обе стороны ведут себя как партнеры. На языке терминологии экономической теории деньги не могут быть предметом отсроченной сделки, деньги нельзя продавать и покупать, как товар.

Принципы функционирования исламской экономики можно разделить на три категории:

  1. принцип всеобщей справедливости через перераспределение доходов и богатства в обществе;
  2. принцип единства Бога и братства и осознание воли Аллаха в предпринимательских мероприятиях;

    принцип пропорционального вознаграждения за факторы услуг и производительность труда.

    В исламе существуют следующие запреты:

    • — на ростовщичество (риба). Согласно исламскому праву выдача денег под проценты по греховной тяжести приравнивается к семидесятикратному прелюбодеянию (Пувс). Следовательно, банки, действующие на исламских принципах, не имеют процентного источника прибыли в отличие от обычных коммерческих банков, где существует разница между процентом по выданным ссудам и процентом по привлеченным средствам;
    • — чрезмерную неопределенность в сделке — «гарара» (опасность);
    • — получение дохода из результата случайных обстоятельств — «майсира» (азартная игра);
    • — инвестирование в сектора, связанные с производством табачных изделий, алкоголя, торговлей оружием.

    Ислам предписывает справедливость в том, что если одна сторона продает деньги другой без участия в рисках, без партнерства получает некую выгоду независимо от результата этой сделки — то есть элемент эксплуатации, элемент несправедливости.

    Исламская экономика основывается на справедливости предмета, характера и результата отношений между хозяйствующими субъектами. Под справедливостью подразумевается свобода волеизъявления сторон, отрицание монополии. При этом справедливость не ограничивается рамками равных возможностей, как принято в традиционной модели /7/.

    Немаловажно, что исламская экономическая концепция не оправдывает ни экономическое развитие, ни расширение потребления, если эти процессы идут вразрез с принципом социальной справедливости, ослабляют страну политически и экономически, тем более, если создают угрозу для ее независимости /8/.

    Деньги должны быть заработаны трудом, а не получены в виде процента, создавая труд. Любая деятельность в исламе должна соответствовать канонам шариата и отталкиваться от моральных ценностей исламского мировоззрения. Шариат требует от сторон стопроцентной прозрачности сделки, равноправия участников в прибылях и убытках двустороннего предпринимательства.

    В заключение отметим, что исламская экономическая модель находится в настоящее вре­мя в процессе дальнейшего развития. Существуют различные подходы. Бесспорно одно -мусульманская экономическая теория, еще в VII в. Сформулировавшая постулат о мобилиза­ции средств через прямое участие в капитале или финансирование за счет собственных средств, заслуживает тщательного изучения, особенно на фоне усиления в последнее время влияния этических ограничителей человеческой деятельности на процесс глобализации мировой экономики. В свете всего вышесказанного такое массовое явление, как антиглоба­лизм представляются осознанным прагматичным движением, направленным на защиту (прежде всего!) западной цивилизации от транснационального бизнеса, практически непод­контрольного, а потому — безнаказанного. Поборники этизации бизнеса на Западе отнюдь не перечеркивают лозунг «прибыль ради прибыли», они только ставят перед обществом два существенных вопроса: чьей прибыли и за счет кого? Многие из них и не подозревают, что подобными вопросами задавались мусульманские авторы почти XIV веков назад.

    Литература

    1. Жданов Н. Исламская концепция миропорядка. М.. 2003. С. 318.
    2. Беккин Р. И. Ссудный процент в контексте религиозно-этических хозяйственных систем прошлого и современности // Вопросы экономики. — 2007. — № 2. с. 33.
    3. Журавлев А. Ю. Принципы функционирования исламских банков // Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты / Под ред. Р. И. Беккина. — М., 2004. — с. 102- 115.
    4. Беккин Р. И. Особенности функционирования исламских финансовых институтов: зарубежный опыт //Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8: Менеджмент. — 2007. — с. 55.
    5. Сахих аль-Бухари / Пер. В. А. Нирша. — М., 2003. — с. 370.
    6. Аляутдинов III. Путь к вере и совершенству. 3-е изд. Дораб. /Под ред. М. Заргишева. М.: Фонд «Мир образования», 2002. с. 110.
    7. Бациева С М. Об экономических взглядах Ибн Халдуна //Краткие сообщения Институтов народов Азии. 1961. № 47. С. 58.
    8. Лаяши Ф. Принципы экономики: Материалы VI Всероссийского семинара руководителей духовных управлений мусульман. М., 2004 С. 78.

    Эволюция взглядов на сущность и особенности функционирования «исламской экономики»

    Теоретическая конструкция «исламской экономики», получившая особенно активное развитие в последние десятилетия ХХ века. Модели и конструкции исламской финансовой и денежно-кредитной системы, разработанные в последнее время казахстанскими авторами.

    Рубрика Экономика и экономическая теория
    Вид статья
    Язык русский
    Дата добавления 20.02.2020
    Размер файла 20,5 K

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru//

    Размещено на http://www.allbest.ru//

    Эволюция взглядов на сущность и особенности функционирования «исламской экономики»

    В статье описывается теоретическая конструкция «исламской экономики», получившее особенно активное развитие в последние десятилетия ХХ в. В работе проанализированы основные труды ведущих восточных ученых-исследователей, посвященные теории и практике исламской экономической модели, исламской финансовой и денежно-кредитной системы, а также рассмотрены модели и конструкции, разработанные в последнее время казахстанскими авторами. Новизна исследования заключается в том, что впервые обобщены теоретические и теологические концепции функционирования исламской экономики, выявлены общие тенденции развития исламских финансов в зарубежных странах. исламский экономика финансовый

    Основополагающий принцип исламской кредитной системы сформулирован в Коране (2:275): «Аллах разрешает торговлю и запрещает риба».

    Исламской называют такую экономику, которая базируется на нормах ислама. Идеологическую основу такой экономики составляют экономические воззрения мусульманских ученых и исламское право (шариат). С точки зрения шариата, любая хозяйственно-экономическая деятельность является неприемлемой при наличии в ней элементов спекуляции, ростовщичества, неопределенности и азарта. Таким образом, исламское право запрещает функционирование традиционных банков, страховых компаний, казино и др. Основной особенностью деятельности исламских банков является запрет взимания ссудного процента (риба). Шариат рассматривает рибу как несправедливую прибыль, поскольку для ее получения кредитор не прилагает особых усилий /1/.

    Ислам заинтересован в создании сильной и развитой экономики. Без этого цели, начертанные еще во времена пророка Мухаммеда, не могли бы быть достигнуты. Например, благоденствие максимально большего числа людей и социальную справедливость можно обеспечить только в экономически стабильном государстве. Исламская экономическая модель в общих чертах может быть сведена к нескольким равноценным в концептуальном отношении положениям, сформулированным на проходившей в ноябре 1988 г. в Тунисе под эгидой Лиги арабских государств научно-практической конференции по проблемам экономической системы ислама /2/:

    полное право собственности на все, что существует в мире, принадлежит только Аллаху (а через Него — и всей мусульманской общине). Человек выступает лишь доверительным собственником имеющихся в его распоряжении богатств и благ;

    все, что делает человек в этом мире, происходит с согласия и с ведома Аллаха;

    частная собственность, которую утвердил Ислам, ограничивается законными способами присвоения, расходования средств и уплатой финансовых долгов;

    экономический порядок в исламе сочетает сбалансированность с социальной справедливостью.

    Начало дискуссий, как может сочетаться доктрина ислама с практическими моделями экономики, относится к концу 50-х — началу 60-х гг. ХХ в. С конца 70-х гг. прошлого столетия концепция исламской экономики развивается во взаимозависимости с проектами хозяйственных преобразований во всем мусульманском мире. И если до этого времени мусульманские ученые предпочитали ориентироваться на западные экономические модели, то семидесятые годы характеризуются возвратом к исламским ценностям. В 80-е гг. Иран, Пакистан, Судан предприняли попытки реализации исламских идей на практике (в том числе путем исламизации экономики). В разработке модели мусульманской экономики участвовали теологи из Пакистана, Египта, Саудовской Аравии и др.стран.

    Попытки создания исламской экономики или ее отдельных элементов предпринимались в рамках межгосударственной Организации исламская конференция (ОИК), а также на неправительственной основе. Например, если брать сферу страхования, то в Хартуме (Судан) еще в 1978 г. в структуре ОИК был создан Институт по вопросам взаимного страхования, призванный регулировать отношения в области дозволенных видов страхования в Умме (мусульманской общине). Концепция исламского экономического порядка и вытекающих из него прав в сжатом виде содержится во Всеобщей исламской декларации прав человека (ст. 15):/3/

    в своей хозяйственной деятельности все люди имеют право пользоваться природными богатствами. Это блага, дарованные Аллахом в интересах всего человечества;

    все люди имеют право добывать средства к существованию в соответствии с Законом (шариатом);

    каждый человек обладает правом собственности, которой владеет индивидуально или совместно с другими лицами. Национализация некоторых экономических средств законна с точки зрения общественных интересов;

    бедняки имеют право на определенную часть состояния богатых, установленную «закятом» и выделяемую в соответствии с шариатом;

    все средства производства должны использоваться в интересах всей общины (Уммы), запрещается не принимать их в расчет или плохо ими распоряжаться;

    для обеспечения развития сбалансированной экономики и защиты общества от эксплуатации исламское право запрещает монополии, чрезмерно ограничительную коммерческую деятельность, ростовщичество, использование принудительных мер при заключении сделок и публикацию лживой рекламы;

    в обществе разрешены все виды экономической деятельности, если они не приносят вреда интересам общины и не нарушают исламские законы и ценности.

    Согласно исламскому вероучению в основе получения материальных ресурсов (в том числе денег) лежит труд. По свидетельству Рифа’а бин Рафи’: «Однажды Пророка спросили: «Какое из приобретений является наилучшим?» Он сказал: «То, что человек приобрел трудом рук своих, а также то, что принесла ему добрая торговля». В Коране слово работа (ал-‘амал) упоминается в 360 айатах, его синоним — ал-фи’ал — присутствует еще в 109 стихах. Все вышеупомянутые айаты подчеркивают необходимость труда [4].

    Труд в концепции ислама — нераздельная часть религии. Тот, кто честно зарабатывает себе на жизнь, достоин наивысшей похвалы. Результаты своего труда человек почувствует не только в этой, но и в будущей жизни, и ничто из его деяний не укроется от Аллаха (99:6-8). Работа — это право и обязанность одновременно. Ислам предоставляет человеку право выбирать тот вид деятельности, который ему по душе. Индивид, однако, должен учитывать потребности общины в той или иной специальности. Так, совершенно бесполезной окажется профессия ювелира в голодном и нищем обществе, нуждающемся в производителях продуктов питания.

    Ислам защищает и тех, кто по возрасту или вследствие физических недостатков не способен трудиться. Другой богоугодный источник дохода — получение материальных ценностей вследствие заключения признаваемых Шариатом сделок (дар, наследство, купля-продажа и т.д.). Таким путем происходит законный переход права собственности от одного лица к другому. Краеугольный камень исламской экономики — свобода заключения договора, поскольку почти все сделки основаны на договорно-правовой базе. Даже правитель государства при вступлении в должность должен заключать с мусульманской ? увс в лице ее представителей (как правило, муджтахидов — ведущих ученых, имеющих право делать толкования и богословско-правовые выводы из Корана и Сунны) договор, именуемый «мубай’а» (или «бай’а»), где оговорены права и обязанности главы государства и верующих по отношению друг к другу.

    Честность — первейшее условие для участников экономических отношений. В современном мире, особенно в масштабах мировой экономики, ориентация на честность партнера должна подкрепляться объективной информацией. Данное обстоятельство представляет существенную проблему для исламских финансовых учреждений, вынужденных часто тратить много времени и денег на получение необходимых сведений о потенциальном партнере. Находящиеся в распоряжении индивида избыточные материальные блага должны использоваться в интересах всей мусульманской общины (Уммы). Но прежде человек должен удовлетворить свои потребности, а также потребности своей семьи: «По свидетельству Абу Хурайры, который передал слова Пророка: «Из всех динаров, которые вы расходуете на пути Господнем, те динары, что вы тратите на выкуп раба, те, что подаете как милостыню бедным, и те динары, что вы расходуете на жену и детей, — самыми ценными (для Аллаха) будут те, что вы тратите на свою семью» /5/.

    Считается, что тот человек, который усердно трудится, чтобы обеспечить свою семью всем необходимым, более угоден Аллаху, чем тот, кто целые дни посвящает молитве, забывая о нуждах родных ему людей. Богатство ради самого богатства осуждается шариатом как алчность. В определенной степени, богатство — это испытание для верующего: «Для каждой общины людей предусмотрено испытание, испытание для моей общины — богатство» (хадис). Материальные ресурсы верующего не должны использоваться для причинения другим людям вреда. А там, где между людьми существует имущественное неравенство, создается почва для эксплуатации человека человеком, что недопустимо с точки зрения ислама. Поэтому распоряжение накопленным богатством должно ограничиваться интересами других лиц. Кроме того, в целях ограничения богатства и установления справедливого порядка распределения общественного продукта исламом предусмотрены обязательные сборы и налоги (закят, хумс), а также те, выплата которых оставлена на усмотрение владельца собственности (инфак).

    Деньги должны постоянно находиться в обороте. Владельцу избыточных средств следует обратить внимание на нужды общества, чтобы умело и с пользой для уммы употребить свой капитал. В исламе не допускается обмен неодинаковыми по номинальной стоимости суммами денег (как это имеет место при кредитной операции), а использование ресурсов, если требуется их объединение, происходит через долевое участие их обладателей в прибылях и убытках делового предприятия. Прибыль участников напрямую и полностью зависит от конечного результата планируемой операции, правильности проведенной оценки ожидаемого дохода, перспектив конъюнктуры в данном сегменте рынка, управленческих и предпринимательских способностей партнеров по бизнесу. Главное техническое отличие исламских финансов от господствующей в мире модели может быть сведено к отказу от ссудного процента. Это позволяет мусульманским экономистам вместо такого инструмента, как «цена денег», подверженного воздействию огромного числа субъективных и сугубо спекулятивных факторов, ввести более приемлемую категорию «эффективности капитала». Ресурсы, ориентируясь на норму доходности непосредственно, перетекают в те сектора экономики, потенциал которых наиболее положительно оценивается рынком.

    Для правильного понимания исламских принципов функционирования кредитных институтов необходимо рассмотреть их теоретические особенности. Исламская экономика, в том числе исламский банкинг, воздерживаются от использования процента. Ислам строго и безоговорочно запрещает метод получения прибыли путем дачи в долг денег и в рост под проценты: «О, вы, которые уверовали! Не пожирайте роста, удвоенного вдвойне, и бойтесь Аллаха» (Св. Коран, 3:130) /6/.

    Один из главных принципов и задач исламских банков — обойти ссудный процент и партнерство. Вся техника исполнения и весь инструментарий всего лишь обслуживают реализацию истинного партнерства между банком и его клиентом. То есть в рамках партнерства исламский банк не берет проценты за выданный кредит, и обе стороны ведут себя как партнеры. На языке терминологии экономической теории деньги не могут быть предметом отсроченной сделки, деньги нельзя продавать и покупать, как товар.

    Принципы функционирования исламской экономики можно разделить на три категории:

    принцип всеобщей справедливости через перераспределение доходов и богатства в обществе;

    принцип единства Бога и братства и осознание воли Аллаха в предпринимательских мероприятиях;

    принцип пропорционального вознаграждения за факторы услуг и производительность труда.

    В исламе существуют следующие запреты:

    — на ростовщичество (риба). Согласно исламскому праву выдача денег под проценты по греховной тяжести приравнивается к семидесятикратному прелюбодеянию (Пувс). Следовательно, банки, действующие на исламских принципах, не имеют процентного источника прибыли в отличие от обычных коммерческих банков, где существует разница между процентом по выданным ссудам и процентом по привлеченным средствам;

    — чрезмерную неопределенность в сделке — «гарара» (опасность);

    — получение дохода из результата случайных обстоятельств — «майсира» (азартная игра);

    — инвестирование в сектора, связанные с производством табачных изделий, алкоголя, торговлей оружием.

    Ислам предписывает справедливость в том, что если одна сторона продает деньги другой без участия в рисках, без партнерства получает некую выгоду независимо от результата этой сделки — то есть элемент эксплуатации, элемент несправедливости.

    Исламская экономика основывается на справедливости предмета, характера и результата отношений между хозяйствующими субъектами. Под справедливостью подразумевается свобода волеизъявления сторон, отрицание монополии. При этом справедливость не ограничивается рамками равных возможностей, как принято в традиционной модели /7/.

    Немаловажно, что исламская экономическая концепция не оправдывает ни экономическое развитие, ни расширение потребления, если эти процессы идут вразрез с принципом социальной справедливости, ослабляют страну политически и экономически, тем более, если создают угрозу для ее независимости /8/.

    Деньги должны быть заработаны трудом, а не получены в виде процента, создавая труд. Любая деятельность в исламе должна соответствовать канонам шариата и отталкиваться от моральных ценностей исламского мировоззрения. Шариат требует от сторон стопроцентной прозрачности сделки, равноправия участников в прибылях и убытках двустороннего предпринимательства.

    В заключение отметим, что исламская экономическая модель находится в настоящее время в процессе дальнейшего развития. Существуют различные подходы. Бесспорно одно -мусульманская экономическая теория, еще в VII в. Сформулировавшая постулат о мобилизации средств через прямое участие в капитале или финансирование за счет собственных средств, заслуживает тщательного изучения, особенно на фоне усиления в последнее время влияния этических ограничителей человеческой деятельности на процесс глобализации мировой экономики. В свете всего вышесказанного такое массовое явление, как антиглобализм представляются осознанным прагматичным движением, направленным на защиту (прежде всего!) западной цивилизации от транснационального бизнеса, практически неподконтрольного, а потому — безнаказанного. Поборники этизации бизнеса на Западе отнюдь не перечеркивают лозунг «прибыль ради прибыли», они только ставят перед обществом два существенных вопроса: чьей прибыли и за счет кого? Многие из них и не подозревают, что подобными вопросами задавались мусульманские авторы почти XIV веков назад.

    Жданов Н. Исламская концепция миропорядка. М.. 2003. С. 318.

    Беккин Р. И. Ссудный процент в контексте религиозно-этических хозяйственных систем прошлого и современности // Вопросы экономики. — 2007. — № 2. с. 33.

    Журавлев А. Ю. Принципы функционирования исламских банков // Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты / Под ред. Р. И. Беккина. — М., 2004. — с. 102- 115.

    Беккин Р. И. Особенности функционирования исламских финансовых институтов: зарубежный опыт //Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8: Менеджмент. — 2007. — с. 55.

    Сахих аль-Бухари / Пер. В. А. Нирша. — М., 2003. — с. 370.

    Аляутдинов III. Путь к вере и совершенству. 3-е изд. Дораб. /Под ред. М. Заргишева. М.: Фонд «Мир образования», 2002. с. 110.

    Бациева С М. Об экономических взглядах Ибн Халдуна //Краткие сообщения Институтов народов Азии. 1961. № 47. С. 58.

    Лаяши Ф. Принципы экономики: Материалы VI Всероссийского семинара руководителей духовных управлений мусульман. М., 2004 С. 78.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

    Цели, инструменты, передаточный механизм и виды денежно-кредитной политики. Кейнсианский и монетаристский подходы к денежно-кредитной политике. Особенности и эффективность денежно-кредитной политики Республики Беларусь в условиях реформирования экономики.

    курсовая работа [82,4 K], добавлен 02.12.2020

    Сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики государства. Система государственного регулирования экономики. Исследование направлений реализации денежно-кредитной политики в экономике Республики Беларусь и разработка путей ее совершенствования.

    курсовая работа [861,0 K], добавлен 27.01.2020

    Эволюция экономических систем, национальные модели рыночной экономики, особенности их развития. Методы и инструменты денежно-кредитной политики. Антимонопольная политика в России. Государственная политика занятости населения. Функции и виды налогов.

    шпаргалка [148,0 K], добавлен 31.03.2020

    Денежно-кредитная система. Сущность. Функции. Трансмиссионный механизм и основные каналы влияния денежно-кредитной политики на реальный сектор экономики. Характеристика и проблемы развития денежно-кредитной системы России и стран ЦВЕ.

    курсовая работа [126,7 K], добавлен 17.05.2006

    Исследование процесса функционирования денежно-кредитной системы и особенностей методов регулирования денежно-кредитной политики. Изучение инструментов, передаточного механизма и оценка эффективности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.

    курсовая работа [394,2 K], добавлен 27.06.2020

    Характеристика основных принципов и форм кредитования. Исследование кредитной системы рыночной экономики. Анализ спроса на деньги и предложение. Равновесие товарного и денежного рынков. Кейнсианская и монетаристская концепции денежно-кредитной политики.

    реферат [151,0 K], добавлен 24.01.2020

    Сущность денежно–кредитной политики, теория денег. Методы денежно–кредитной политики. Теоретические подходы к денежно–кредитной политике. Современная денежно–кредитная политика России. Проблемы регулирования денежно–кредитной политики в России.

    реферат [32,4 K], добавлен 19.10.2020

    Создание целостной картины экономики региона, ее динамика и история. Элементы системы региональной экономики. Комплексная структура и особенности функционирования при движении к цели. Устройство и связь с окружающей средой. Развитие системы во времени.

    контрольная работа [43,4 K], добавлен 28.08.2020

    Сущность денежно-кредитной политики и ее цели, инструменты и направления нормативно-правового регулирования. Особенности и проблемы реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на современном этапе, пути и перспективы их разрешения.

    курсовая работа [199,0 K], добавлен 14.10.2020

    Влияние денежно-кредитной политики и ее инструментов на состояние экономики. Национальный банк Республики Беларусь как проводник денежно-кредитной политики. Обеспечение устойчивого экономического роста, уровня занятости, стабильности внутренних цен.

    курсовая работа [50,8 K], добавлен 11.04.2020

    Здесь за депозит дают огромный бонус:
    • JoyCasino
      JoyCasino

      Огромные Welcome-бонусы — до 20 000 руб!

    • Чемпион
      Чемпион

      Лучшее отечественное казино с высокой отдачей.

    • CasinoX
      CasinoX

      Бонусы за первые 5 депозитов — 200 000 рублей!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рейтинг лучших казино и азартных игр за 2020 год
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: